Беседа с ЕлиКука
Рейтинги. Рейтингование в системе нематериального производства - идея максимально спорная. Вероятно, рейтинги существуют как ориентир для людей, не способных разобраться в искусстве с наскока, но желающих знать, на что стоит обратить внимание. А так же во что вкладываться. И это делает идею рейтинга еще и средством манипуляции – повышение цены на конкретного художника.
Составление рейтинга может быть объективным только при базировании на таких «сухих» критериях как количество выставок в год. Но так как это не показатель качества творчества художника, цифры и факты лишь материал для осмысления тех, кто придает рейтингу свою субъективность. Не важно, народный ли это выбор или стандартный экспертный – погрешности неизбежны. Все мы люди, и любой профессионал имеет самую банальную «помеху» – личный вкус.
Еще одна деталь из наиболее спорных – распределение мест. При всей возможности выделить самые яркие фигуры среди действующих художников, как можно поставить Павленского выше ЗИПов, а Корину над Булатовым? Точнее, почему это так? Безусловно, все оценки выстроены в систему, кто-то набирает больше и занимает место выше. Но сколь же глупым может быть распределение мест между художниками разных информационных полей, направлений мысли, форматов произведений и даже поколений.
Хорошая попытка с претензией на объективность - рейтинг 49art. Подбор экспертов - отличный, что не исключает субъективности. Тем не менее, в данном проекте есть ряд преимуществ. Пара из них:
1. Отсутствие мест. Да, публике уже предоставляют материал с оценкой «они достойны», но из предложенных 49 имен каждый зритель может сам определить фаворитов, в рамках списка спорить не с чем.
2. Художникам до 49 лет. Этот рубеж куда выше стандартного порога «молодого художника», что дает возможность восприниматься «востребованным» чуть дольше. Но данный порог все же отсекает совсем старшее поколение, не смешивая «разные статусы».
Рейтинг 49art любит своих художников и обеспечивает им информационную поддержку. Вручение сертификатов участника рейтинга – небольшая формальность, жест, отмечающий важность художника для российской арт-сферы.
В рамках совместного с Artifex.ru мероприятия участники арт-группы ЕлиКука обсудили тему рейтингов, коллекционеров, а также объяснили, зачем элита ходит на вернисажи.
ЕлиКука о рейтингах.
Олег Елисеев: Женя, что ты думаешь о рейтингах?
Евгений Куковеров: Для кого-то это может быть полезно. Если ты хочешь заинтересоваться современным искусством и думаешь – с чего бы начать? Открыл какой-то рейтинг и посмотрел.По большому счету, рейтинги нужны коллекционерам, которые хотят определиться – что им брать, что не брать.
Еще по рейтингу можно понять, кто с кем дружит. Если Garage будет составлять – понятно, что нас там не будет. Вопрос условной объективности.
Олег Елисеев: Объективности от любого рейтинга ждать невозможно. Если это какое-то экспертное сообщество –все чуть-чуть коррумпируется, включаются личные интересы, так или иначе. Но если это будет в виде базы для ознакомления…
На мой взгляд, все рейтинги и премии – довольно странные вещи, художнику совершенно не стоит обращать внимание или расстраиваться, что он не попал в какой-то.
Евгений Куковеров: Олег, а скажи, нужно ли радоваться художнику, который оказался в каком-то рейтинге? Ты бы стал делать перепост?
Олег Елисеев: Не знаю. Зачем радоваться? Только если в рейтинг самых богатых художников, самых богатых духом художников!
Евгений Куковеров: Может быть, как музыкальная награда– вручают самым плохим музыкантам.
Олег Елисеев: Я читал статью, помоему с Чтаком и Булдаковым, там кто-то из них придумал смешной проект, что человек, куратор ходит по художникам, подбирает работы, говорит, что надо на выставку. Все ему выдают свои произведения, а потом он делает выставку «Самые отвратительные работы художников». Я думаю, скорее можно рейтинг делать с конкретными работами, это может быть интереснее.
Евгений Куковеров: И не обижает художника напрямую.
Олег Елисеев: Надо сделать рейтинг совершенно неизвестных художников.
И по каким-то, может, новым критериям. Количество чего? Синенького в работах…
Евгений Куковеров: Номинации учредить: «Самый синенький художник», «Самый красненький художник», «Самый серенький»... По большому счету, рейтинги нужны коллекционерам, которые хотят определиться – что им брать, что не брать. По какой цене, и как этим заниматься – больше, может быть, для начинающих коллекционеров.
О коллекционировании.
Коллекционировать можно любых художников и как угодно. Ты можешь собирать фото и видеодокументацию, эскизы работ, куски инсталляций. Вообще интересно разрабатывать новые формы коллекционирования. Можно коллективно коллекционировать искусство. Вы коллективом покупаете работу, сначала она висит у тебя дома, потом переезжает к другу и так далее. По случаю переезда произведения устраиваются встречи, люди обсуждают, как работа взаимодействует с новым местом, люди пьют вино.
Нас, на самом деле, коллекционировать можно по-всячески – и крупномасштабно, с инсталляциями, и по частям, и эскиз приобрести Дорогие коллекционеры, приобретайте! Не стесняйтесь. Это проблема у коллекционеров – они не знают, как к этому подойти. Мы вам все объясним – как можно коллекционировать. По-всячески.
О коллекционировании в музеях.
Многие художники часто дарят свои картины музеям бесплатно. По нескольким причинам. Отчасти это престижно, решается вопрос хранения работ.
Еще плюс – музей показывает эту выставку, если она у него еще и в коллекции - возит ее по городам.
О составе своих произведений.
Олег Елисеев: Была смешная история. Мы в нашу экспозицию включили саму статуэтку премии «Инновация», она стояла на камине.
«Инновация» была настоящая, ее Аня Зайцева, наш куратор, получила за выставку. И потом, когда всю нашу выставку приобрел музей в свою коллекцию, – они записали эту премию. И Аня уже никак не могла ее себе вызволить обратно…
Очень часто мы, когда готовим работу, берем чьи-то личные вещи. И если потом эта работа остается в музее, бывает их очень сложно выцепить обратно. Заполучить хозяину.
Евгений Куковеров: Много где мои ботинки находятся. Я все время избавляюсь от ботинок.
Олег Елисеев: Симон Мраз у нас купил очень большую работу, где мы прибили трусы – это трусы Давида Тер-Оганьяна. Очень много есть вещей от художников, от кураторов, от друзей.
О ситуации в арт-сфере.
Мы делаем не так мало разных выставок – причем больших, масштабных, и довольно давно. А главное все наши выставки ну прямо супер, дико хороши. А живёшь ты все время в состоянии абсолютного отсутствия средств к существованию.
В первую очередь, это - российские проблемы. Видимо, у финансовой элиты нашей страны какие-то другие интересы. Они могут сходить на выставку, на какую-нибудь ярмарку. Там попить шампанское, показаться в дорогом платье, которое стоит в 33 раза дороже, чем наше произведение. А в дальнейшее как-то не вовлечены. Коллекционируют машины и яйца в жемчугах.
Часто коллекционеры покупают не из интереса к искусству, а просто для вложения денег. И тогда они собирают западных звезд и мировых – или тех, на которых стабильная цена, с этими художниками уже все понятно. Но на самом деле гораздо интереснее коллекционировать и поддерживать художников, которые еще не добились суперуспеха.
Если бы мы были очень богатыми людьми, мы бы, скорее, коллекционировали себя… Иногда очень хочется иметь какую-то работу. Думаешь: «Как круто!» Но у нас другая есть возможность. Мы - художники, мы можем работами меняться. На дружеских началах, а не на коммерческих.
Источник: Artifex