Художники 49ART в СМИ: Тимофей Радя в публикации "Моментов"
Все хотят купить абажуры Тимофея Ради. В каких художников нужно вложиться сейчас, чтобы через год стать миллионером
Фото: Анна Майорова
Если бы современники Ван Гога могли заглянуть в будущее, то скупили бы все его работы. Ведь холсты, которые при жизни художника можно было купить за бесценок, сейчас уходят с аукционов за десятки миллионов долларов. А полотна Пикассо за 60 лет выросли в цене в 12 тысяч раз. Судя по этим цифрам, инвестиции в искусство — довольно выгодное предприятиее. Проблема лишь в том, как предугадать, что именно выбранный для вложений художник станет впоследствии новым Энди Уорхолом. Уральские гуру современного искусства разложили по полочкам все тонкости арт-рынка. В кого нужно вложиться сейчас, чтобы через пару лет сделать состояние, и как монетизировать любовь к искусству — в материале «Моментов».
Выставка Энди Уорхолла в галерее 2517 Пермь Фото: Алексей Глазырин
Эксперты спешат напомнить, что инвестиции в искусство не могут быть краткосрочными. Должно пройти время, чтобы работу можно было продать, да и сам процесс поиска покупателя занимает не один день. Воспринимать купленные хосты как облигации, которые непременно должны принести их обладателю доход, тоже не стоит. Все же галеристы и искусствоведы признают, что любое произведение искусства со временем вырастет в цене. Вопрос лишь, насколько ощутимо потяжелеет кошелек владельца при продаже.
Арт-директор галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских считает, что собирать с миру по нитке, покупая разных мастеров только из соображений возможной выгоды, — не лучший подход. В коллекции должна чувствоваться концепция и сам человек, который вложился в арт-индустрию. Он рекомендует объединиться с несколькими единомышленниками, что позволит увеличить капитал и приобрести более ценные работы. Его коллега из Екатеринбургской галереи современного искусства Елена Шипицына дополняет, что на сегодняшний день критерии оценки предметов искусства размыты, поэтому будущий коллекционер должен определиться, с какой целью он собирается инвестировать в арт-индустрию.
С точки зрения экспертов, прежде чем становиться меценатом, нужно погрузиться в мир искусства, начать ходить на выставки не только в родном городе, но и во время туристических поездок. Начинающему коллекционеру обязательно подписаться на издания об арт-индустрии и блоги экспертов в этой области. Только так можно стать новым Третьяковым.
Фото: Александр Мамаев
После «подготовительной работы» можно начинать охоту за потенциальными дивидендами. Самый простой, но одновременно с этим и скучный способ коллекционировать предметы искусства — так называемые public galleries. Это институции, которые сотрудничают с художниками и организовывают их выставки. Правда холст купить не получится, коллекционеру предложат лишь принты по мотивам работ мастера, которые имеют довольно внушительный тираж до 1000 экземпляров. Это удовольствие дешево для работ «золотого фонда» арт-рынка (стоимость полотна варьируется от 700 до 3000 евро), но не эксклюзивно, да и ехать придется в Лондон или Берлин.
Чтобы не тратиться на билет до Туманного Альбиона, можно начать выстраивать отношения с екатеринбургскими галереями и знакомиться с уральскими художниками. Прежде всего, эксперты выделяют галерею Ельцин Центра, Alvitr gallery и Екатеринбургскую галерею современного искусства.
Выставочные пространства точно также, как и коллекционеры, заинтересованы в продвижении автора и увеличении стоимости его работ, поэтому галереи помогают сделать амбиции художника, с которыми они сотрудничают, реальностью. Чтобы не ломать голову, кто из мастеров наиболее перспективен, можно «подсмотреть», что собирают сами кураторы.
Арт-директор галереи Ельцин Центра оказался сторонником рискованных вложений. По его словам, коллекционерам стоит обратить внимание на то, что пока не знают как хранить и продавать. Шипиловских предлагает последовать его примеру и приобретать видео-арт, цифровые копии полотен мастеров. Так в коллекции нашего собеседника уже есть работы Сары Люди. Тем, кто не готов покупать кота в мешке, галерист предлагает искать олицетворение современной визуальной культуры в более привычных формах.
− Среди уральских мастеров я бы выделил Людмилу Калиниченко. Она работает с пост-интернет эстетикой, а 10-е годы XXI века будут вспоминать именно по этой образности. Условная картина, изображающая пейзаж, существует в таком виде уже несколько веков, но она не способна отразить эстетику нашего времени, − рекомендует Илья Шипиловских.
Арт-директор Екатеринбургской галереи современного искусства Елена Шипицына выделяет еще и видео-перфомансы Сергея Лаушкина, и работы Анны Питиримовой, в которых объединяются цифровые технологии и приемы коллекционной живописи.
Выставка «Внутренние связи». художник Сергей Лаушкин. Фото: Александр Мамаев
В полемику с коллегами вступает галерист Марина Альвитр. Любимица екатеринбургского бомонда констатирует, что расцвет популярности видео-арта пришелся на 70-80, когда он появился в Америке. Она признает, что в Россию он пришел только сейчас, но все же воспринимать подобное искусство как долгосрочную инвестицию — большой риск.
Иван Плющ. Все за. Из серии News
Владелица Alvitr gallery сравнивает коллекционирование объектов искусства с игрой на бирже и советует не заниматься вложениями самостоятельно, а обратиться к специалисту, знакомому с мировой и уральской арт-сценой, подобно тому, как инвесторы обращаются к брокеру, чтобы избежать возможных ошибок. «Человек, который не связан с профессиональным сообществом художников, выбирает для инвестиций визуально понятные произведения искусства, а наибольшие дивиденды приносят лишь новые пластические формы. Выбирать по наитию, рассчитывая на свою интуицию, конечно, можно. Но безопаснее будет обраться к тому, кто понимает тенденции развития арт-рынка», − советует Альвитр.
Эксперты «Моментов» подчёркивают, что тем, кто отказывается сотрудничать с арт-диллером и собирает коллекцию своими силами, на помощь придут рейтинги перспективных художников, которые периодически составляют именитые российские издания. Так, в 2015 году мастеров современного искусства ранжировал Forbes, а российский инвестиционный художественный рейтинг «49Art» дополняется новыми именами с завидным постоянством. Стоит отметить, что в него попал только один екатеринбуржец — Тимофей Радя.
Стрит-арт Тимофея Ради Фото: t-radya.com
Арт-директор Екатеринбургской галереи современного искусства Елена Шипицына считает такой успех оправданным. Художник работает в направлении public-art, этот вид искусства направлен на создание уникальности городского пространства и активно развивается в России.
− Объекты public-art очень часто становятся брендом. Сегодня, увидев надпись «Счастье не за горами», мы без колебаний скажем, что это Пермь. В Екатеринбурге таких объектов не так много: абажуры на фонарях у оперного театра и клавиатура на набережной. Вложиться в эти работы — действительно продуманный ход, я мечтаю купить абажуры Тимофея Ради для нашей галереи, к сожалению, по слухам, продавать он их не собирается, − поделилась с «Моментами» Шипицына.
Фото: Алексей Гущин
Фаворитами галеристки с менее масштабными объектами стали художники, продвигающие высокотехнологическое искусство. Отказавшись от ремесленной составляющей творчества, они формулируют эстетические проблемы и собственные идеи с помощью уникального языка и техники. Это может быть гвоздь, вбитый в железный лист, но определенным образом. С этой точки зрения объектом пристального внимания коллекционера может стать Сергей Рожин, работы которого с охотой приобретает Екатеринбургская галерея современного искусства.
Марина Альвитр также рекомендует обратить внимание на своих подопечных, которых галеристка называет художниками-фьючерсами. По ее мнению, через несколько лет их работы могут «выстрелить» и вырасти в цене в 4-5 раз. Прежде всего, это Александр Баженов, которого можно назвать дебютантом в мире искусства, в его копилке всего две выставки — в ГЦСИ и Alvitr gallery. Но, несмотря на неопытность, художник улавливает то, что заграницей уже актуально и признано, а в Россию только приходит, это фигуративная живопись, которая является продолжением абстракционизма.
Фото: личная страница Александра Баженова в Facebook
Тем, кто располагает капиталом более 1000 евро, следуют обзавестись полотнами Александра Дашевского или Ивана Плюща. Эти художники активно сотрудничают с международными кураторами и уже привлекли внимание многих галерей. Альвитр заверила «Моменты», что это является сигналом инвестиционной привлекательности мастеров.
Фото: личная страница Александра Дашевского в Facebook
Не стоит обделять вниманием и уличное искусство, считают эксперты. Вопреки расхожему мнению, что стрит-арт — это лишь граффити на стенах, художники создают инсталляции, холсты, и постеры, которые могут стать объектом выгодного вложения средств.
Впрочем, Елена Шипицына с обеспокоенностью говорит о миграции уличного искусства со стены на холст. По мнению хранителя современного искусства, так теряется городской контекст, в который вписан объект, поэтому нарисованные на холсте копии крупных работ лучше не покупать. Коллекционерам она советует вложить средства в видео процесса создания стрит-арт или фотографии.
Галеристка, владелица Alvitr gallery Марина Альвитр предусмотрительно не стала тратиться на копии граффити, а приобрела инсталляцию «Любовь» Славы Ptrk.
− Я купила эту работу за 400 евро, спустя полтора года она уже стоит 1000. Это связано с тем, что Слава переехал в Москву, сотрудничает со столичными культурными институциями и представлен в галерее Марата Гельмана, что является синонимом продвижения на европейский рынок искусства. Я понимаю, что цена на «Любовь» в ближайшие годы будет только расти, поэтому продавать ее пока не буду, − рассказала «Моментам» Марина Альвитр.
Фото: Слава ПТРК
Илья Шипиловских дополняет коллегу еще двумя именами: Udmurt и группировка «Злые». Эксперты подчеркивают, с уличными художниками лучше общаться напрямую, а не через галереи. Впрочем, купить работу человеку с улицы, возможно, не удастся. Прежде чем вложиться в стрит-арт, придется войти в круг доверия граффитиста.
Работа арт-группы «Злые» Фото: zeart.ru
Елена Шипицина, в отличие от своих коллег, не забывает о фотографии и активно «рекламирует» фотохудожника Егора Маейра. В своем творчестве он активно использует образы из живописи, через героев представляет метафорические образы. Естественно, при покупке фотографий речь идет о напечатанном изображении, а не просто файле на флешке. Коллекционер становится обладателем уникальной авторской фотографии, т. е. напечатанной автором в единственном экземпляре, с гарантией отсутствия тиража. В таких случаях может быть выкуплен и негатив или «сырой» файл первоначального кадра
Гуру современного искусства резюмируют, что стоимость работы художника складывается отнюдь не только из его таланта. Большую роль играет выставочная история, присутствие работ в различных галереях, публичных и частных коллекциях.
Таким образом, уральская индустриальная биеннале может «взвинтить» цены на тех, кто принимает в ней непосредственное участие. Напомним, что в этом году организаторы выставки современного искусства сделали акцент именно на уральских художниках.
Шипиловских также прогнозирует, что в скором будущем искусство будет доступно по подписке: «Тенденции, которые сейчас мы можем наблюдать в музыке или литературе, когда человек платит определенную сумму за доступ к этим ресурсам, могут перейти и на живопись. К примеру, человек покупает плазму, на которую куратор ежемесячно присылает новую выборку работ. Уже сейчас среди производителей идет борьба, в какой раме будет выставляться цифровое искусство».
Источник: МОМЕНТЫ