Рейтинг 49ART: Первые шаги к созданию художественного рынка в России.
В Согласие-Hall прошла презентация инвестиционного художественного рейтинга 49ART.
Художественного – потому, что по условиям конкурса в него вошли авторы, создающие двухмерные произведения в технике живописи, графики и смешанных техниках.
Инвестиционного – потому, что он создан с целью повышения инвестиционной привлекательности российского изобразительного искусства.
«49» – потому, что в него попали 49 выдающихся, по мнению экспертов, художников, возраст которых не превышает 49 лет.
Рейтинг 49ART – часть программы Russian Art Quality, направленной на популяризацию современного российского искусства и содействию развития российского арт-рынка. Одно из условий попадания арт-объекта в рейтинг практически сразу было нарушено, признались его составители – ведущие эксперты по современному российскому искусству. Критерий отбора по 2D-произведениям был отброшен, ведь сейчас уже никто из авторов не ограничивает себя только двумя измерениями.
«Когда я работал над рейтингом, всё время думал, почему именно 49 лет? Этот рубеж сразу исключает целый пласт очень важных художников. Но потом я понял: это и есть самое интересное – отсечь тех, кто уже сложился, и получить совершенно новую неожиданную картину. И она порадовала меня своей объективностью. Итоговая выборка всех экспертов совпала на 3/5 с моей. То есть мнение всех специалистов в основном совпадает» - рассказал Сергей Попов, искусствовед, историк искусств, куратор, основатель и директор галереи «Pop/off/art», преподаватель истории современного искусства.
Рейтинг составлен оригинально – в нём нет первого и последнего номеров, а есть лишь алфавитный список художников, которые заинтересовали экспертов. Чтобы попасть в список, каждый кандидат должен был набрать не менее половины голосов. Интересно отметить, что практически все художники из рейтинга сотрудничают с галереями.
«Это замечательно, что сегодня мы говорим не только о молодых авторах, перед которыми открыты все дороги, все крупнейшие фонды, все школы современного искусства, различные государственные программы. Они могут устраивать профессиональные выставки. Например, выставки в Русском музее, в Музее современного искусства, в Государственном центре современного искусства. Но есть и авторы, которые представлены в рейтинге, и при этом немного обделены вниманием. Наш выбор должен это исправить» - считает Ирина Горлова, искусствовед, заведующая Отделом современных течений Государственной Третьяковской галереи. Ирина заметила, что музеи с трудом впускают в себя современное творчество. Она призывала не забывать, что Третьяковская галерея начиналась именно как коллекция современного искусства, поэтому очень важно следить за тем, что происходит сегодня в арт-среде.
Рейтинг составлен очень грамотно, считает Елена Куприна-Ляхович, основатель Е.К. АртБюро, куратор, арт-консультант. «В нём нет таких критериев как цена или продажи, ведь в идеале ориентироваться можно только на цену аукционов. Он может стать хорошим ориентиром для всего арт-сообщества». «Если бы меня спросили, что такое современное русское искусство, то я бы ответила: это искусство, которое не продаётся… Пока не продаётся» - сказала Екатерина Макдугалл, основательница британского аукционного дома MacDougall’s. Екатерина уверена, что данный рейтинг хорошая возможность привлечь внимание к художникам, как к людям, в которых выгодно вкладывать деньги. Из представленного рейтинга сама она выставляла на аукционах в Великобритании четырёх авторов.
Художникам просто негде продаваться в России, продолжила мысль Татьяна Маркина, обозреватель арт-рынка, заместитель главного редактора The Art Newspaper Russia. «В Москве сегодня существует только два аукциона, а это то, на что, в первую очередь, ориентируются финансисты. Люди, которые продают картины занижают цены настолько, что авторам просто невыгодно работать». В России очень много интересных и эффектных авторов, считает Татьяна, но они не коммерческие, потому что их просто некому раскручивать. Она привела в пример такие страны как Великобритания, Бразилия, Китай. Там посещаемость музеев современного искусства колоссальная. И неудивительно: они поддерживаются на государственном уровне – и в основном, это экспозиции, посещать которые можно бесплатно. Леонид Бажанов1 Леонид Бажанов, историк искусства, куратор, основатель творческого объединения «Эрмитаж», поддержал коллегу и призвал не делать вид, что рынок нас не интересует, и мы исповедуем лишь высокие порывы. «Наше искусство не существует вне мирового контекста. В России практически нет музеев современного искусства, нет экспертного института, нет института критики. И без государственной поддержки и культурной политики говорить о художественном рынке трудно».
Создатели планируют обновлять рейтинг 49ART один или два раза в год. Часть художников из нынешнего списка в будущем отсеется уже только по возрастному критерию – их место займут другие. Можно предположить, что авторы, которым в этот раз не хватило двух-трёх голосов, смогут вырасти за это время в творческом плане и потеснить конкурентов. Тем более, ещё одной важной особенностью составления рейтинга является то, что художники оцениваются по сумме всех своих достижений, а не только в своей деятельности за последние годы.
Что же такое рейтинг 49ART в итоге?
- Понятные критерии отбора: планка в 49 лет, нахождение в активном творчестве, оценимый вклад в русское искусство;
- Эксперты, которые независимо друг от друга сошлись во мнении относительно значимости современных авторов;
- Качественный инструмент и ориентир для всего арт-сообщества, инвесторов и людей, которые просто любят и ценят искусство;
- Объективный ответ на вопрос – что же сегодня можно считать искусством?
- Хорошая предпосылка для создания рынка искусства и аукционной среды в нашей стране.
Цель, которую преследуют составители рейтинга 49ART, заключается не в том, чтобы представленные в нём художники внезапно подорожали, а скорее в том, чтобы человек, который решит потратить свои деньги на приобретение картины, или тот, кто просто захочет посвятить время посещению выставки, руководствуясь данным рейтингом, был уверен в том, что не ошибётся в своём выборе.
Источник: ОКНО В МОСКВУ