При поддержке:

Владимир Логутов — художник, ведущий видеоартист России

09 Марта 2020

Мне повезло: я познакомился с Владимиром Логутовым, тогда еще Вовой, в его бытность студентом Самарского художественного училища.

И потом, когда он заявил о себе, постепенно развивался, раскрывал талант и обретал силу, я часто общался с ним, сотрудничал и просто тусил в общих компаниях.

Сегодня про Логутова есть статья в «Википедии». И в ней описаны прекрасные достижения. Он — двукратный номинант Премии Кандинского, премии «Инновация», премии «Черный квадрат». В 2006 году за фильм «Обо мне» получил главный приз конкурса «Кино без кинопленки», который проводили в рамках фестиваля «Киношок». Он дважды входил в российский инвестиционный художественный рейтинг 49ART, представляющий выдающихся современных художников в возрасте до 50 лет.

Работы Логутова не только в частных коллекциях России и мира, но и в Московском музее современного искусства, Stella Art Foundation, Государственном центре современного искусства, в музее FRAC в Бресте (Франция). А теперь его произведения есть и в собрании Государственной Третьяковской галереи. Скоро, кстати, откроется выставка.

Образование

Логутов чрезвычайно разнообразен. Прославился он прежде всего как один из ведущих видеоартистов России, потом занимался живописью — реалистической, абстрактной, любой. Графикой, инсталляциями, скульптурой. И во всех своих проявлениях был интересен и критике, и публике.

При этом профессиональное образование у Владимира на первый взгляд скромное: местное художественное училище плюс местный педуниверситет, который художественным вузом трудно назвать. Но был настоящий учитель — Геннадий Юферев. И он научил Логутова быть современным художником в любом проявлении. Хотя сам Юферев был реалистом и актуальное искусство особо не почитал.

Сделали в Куйбышеве

Володя впервые прославился, как и подобает настоящему художнику, скандалом. В 2004 году вышел его совместный с Андреем Сяйлевым документальный фильм «Made in Куйбышев».

Это смелое произведение открыло в Самаре шлюзы альтернативного и нестандартного краеведения. Авторы показали злачные места, изнанку, другой город. Тогда это еще не было мейнстримом.

А скандал произошел из-за того, что в фильме было показано употребление дикой конопли, которая в те далекие времена попадалась в злачных местах. Было даже заведено дело о пропаганде наркотических веществ, художники выплатили по 2 000 рублей штрафа. Нелегальную сцену из фильма вырезали.

Польза «Бесполезности»

Если не считать мальчишеской бравады с коноплей, фильм «Made in Куйбышев» — это уже вполне серьезная попытка поновому взглянуть на жизнь города. И на его жителей.

В 2007 году я зашел в Московский музей современного искусства на выставку. На одном из экранов я увидел трех мальчиков на площади имени Куйбышева, подпрыгнувших и зависших в воздухе. За их спинами ехали маршрутки, шли люди, продолжалась обычная городская жизнь, а три прыгнувших вверх мальчишки продолжали висеть, застыв, по-видимому, навсегда. Это была работа Логутова The Useless — «Бесполезность».

Я до сих пор считаю, что это одно из лучших произведений искусства, посвященное нашему городу. Очень глубокое и серьезное, если подумать о том, что видишь. Владимир всегда провоцирует людей думать о том, что они видят, задавать вопросы приходится, даже если изображены вещи вполне конкретные. Например, скульптуры из скрученных в узлы железнодорожных рельсов. Или есть серии картин, на которых изображены зрители, рассматривающие картины.

Всегда впереди

Логутов — настоящий авангардист, в том смысле, что идет впереди и несет свой факел искусства туда, где сейчас еще никого нет, и не ясно, зачем он туда идет… Но проходит время, и в этом же направлении устремляется весь мир.

Уже упомянутый фильм про Куйбышев действительно стал первой попыткой иронического и нестандартного краеведения в наших курмышах. А теперь экскурсии в Самаре водят в такие места, куда раньше не забредали даже бомжи. Кстати, и советское название города — Куйбышев — тогда мало использовалось, его стремились забыть как раз из-за советскости! А сейчас? Куйбышев вернулся именно как символ советской эпохи.

Мальчики, висящие в воздухе, как и многие другие произведения Владимира, сделанные в начале нулевых, — это ведь культура Youtube, заполонившая мир, любительские видео и челленджи. Но только вот делать видео Логутов начал еще до того, как появился этот интернет-сервис.

Да, он настоящий визионер, как и должно художнику.

Экран и зазор

Его последняя большая выставка в Москве — с картинами, где люди смотрят на картины. Нет нужды вспоминать, как толст пласт культуры, посвященный «наблюдению за наблюдателем», но Логутов пишет картины не об этом. Его работы посвящены тому небольшому зазору, который все-таки есть между жизнью и изображением. Теперь — экраном.

Эти картины обладают — не знаю, как точно выразиться, — неким психотерапевтическим эффектом. Помогают через искусство задавать себе вопросы и при этом оставляют надежду. На то, чтобы остаться с этой стороны экрана, не повиснуть в воздухе навечно и бесполезно. И то, что мы сейчас не до конца понимаем, о чем эти работы, — не беда. Скоро поймем. Логутов нас предупредил.

Если вы встретите Логутова на улицах Самары — а ходит он тут регулярно, — вы вряд ли его узнаете. Взрослый, сосредоточенный мужчина. Серьезный. Без экзотики в одежде и поведении. Но при этом — звезда национального уровня в мире искусства. Самарский передовой художественный отряд, регулярно присылающий из будущего свои отчеты-произведения.

Ближайший отчет — в Москве, на Крымском валу. Логутов выступит не только участником, но и куратором выставки. Звезда, может, и невидима, но свет ее вполне реален.

Автор текста: Илья Сульдин

Источник: Sgpress