Арт-группировка ЗИП: Сверхидея – построить глобальную анархию
Арт-группировка ЗИП - братья Василий и Степан Субботины и Евгений Римкевич - наконец добралась до Владивостока.
Примерно с 2009 года они пытаются построить в Краснодаре "глобальную анархию", ради чего занимаются "арт-спецназом": основывают Краснодарских институт современного искусства (КИСИ), независимый фестиваль уличного искусства "МОЖЕТ" и арт-резиденцию "Пятихатки".
Месяц назад ЗИПы стали победителям 11-й премии Кандинского в номинации "Проект года" — за проект "Остановка "ДК ЗИП", показанный в Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке.
В 2017 году они вошли в список из 49 самых перспективных молодых художников России и возглавили "Топ-20 самых влиятельных художников в российском искусстве 2017 года" по версии АртГид.
С 27 января по 11 марта 2018 года на площадке центра современного искуства "Заря" будет находится их "Хрустальный тигр" – интерактивная тотальная инсталляция, которая заимствует название у единственного в Приморской игровой зоне казино.
"Primamedia Город" они рассказали, зачем художнику ходить в народ, почему формат «палочка, веревочка, концепция» до сих пор актуален и что в современном искусстве «не фигня».
- В одном из интервью вы упоминали, что художник должен ходить в народ, быть социальным работником. Зачем? Нужно ли это сейчас?
На наш взгляд, искусство – это всегда социализация работы художника. Той же «Джоконды» не будет, если на нее каждый день не будет смотреть толпа зрителей в «Лувре».
Только раньше искусство: картины, гобелены, росписи - было спрятано в замке феодалов и простые люди не могли его видеть, то сейчас музеи и галереи – это супер-социальные пространства.
Возьмите ваш ЦСИ Заря - сюда каждый день приходят люди и здесь происходит масса социальных процессов, и художник – так или инчае – с этими процессами работает, и даже если ему не хочется, он будет вынужден это показывать и слышать мнение других.
- Смотрите, какая интересная закономерность: вы освоили завод ЗИП, у нас фабрика Заря стала центром современного искусства, в Москве таких примеров еще больше. Можем ли мы сказать, что парадигма социального существования качнулась от производства промышленности к производству искусства?
- С заводом ЗИП (ныне закрытый Краснодарский завод измерительных приборов - прим. ред.) немного другая история. Мы этот завод никак не осваивали, просто там площади сдавались в аренду и у нас было три мастерских. Из последней нас выгнали и мы туда уже не хотим возвращаться. У вас «Заря» – это единый комплекс, из которого в перспективе образуется единый креативный кластер. Так что мне кажется, что это немного разные истории. Но вообще тенденция, что раньше завод был местом объединения людей, а теперь – галерея, конечно прослеживается.
Очень яркий пример Берлин, когда с падением Берлинской стены, открылась Восточная часть города, где была большая промзона, и художники со всего мира приехали туда жить. И вот так Берлин стал арт-центром мира.
- Выставка в формате «палочка, веревочка, концепция» для вас до сих пор актуальна? И как на такой формат сегодня реагируют зрители?
- На самом деле, это была шутка – так наши работы охарактеризовал один из просвещенных зрителей. Ну, да, современное искусство больше работает со смыслами, чем с формами, поэтому «палочка, веревочка, концепция» - для современного искусства это актуальная интерпретация. Зритель может быть совсем не готов ко встрече с современным искусством, но если он открыт к новому, хочет что-то найти для себя, то поймет - какое-то специальное образование получать для этого не нужно.
Искусство постоянно меняется и сейчас много всего разного: формальных практик, где художники пытаются найти для себя какую-то форму, связанной с модернистской позицией, работают с материалом, поиском медиумов, а есть более концептуальное искусство, которое связано с социальными и политическими темами.
- Должен ли художник быть вовлечен в политический процесс? В 2013 году, когда проходили митинги в поддержку обвиняемых по «Болотному» делу вы делали «Будку одиночного пикета» – эта тема получила какое-то развитие?
Все искусство так или иначе связано с политикой. Даже если просто пишешь картину и ее выставляешь – ты выставляешь ее в определенном контексте. В проекте с будкой мы выступали, скорее, инженерами – нам хотелось создать «костюм» для одиночного пикета, чтобы в нем можно было выйти и быть в безопасности, и при этом записывать все происходящее снаружи на камеры видеонаблюдения, потому что в одиночном пикете тяжело стоять из-за большого количества провокаторов и недоброжелателей.
И вот мы сделали такой объект, который можно сколотить и в нем выйти. Эта работа стала достаточно известной – теперь таких будок примерно шесть в разных местах, одна есть даже в Германии. А политический аспект нашей деятельности связан больше с образованием, с вовлечением людей в творческий процесс. Есть такой стереотип: если ты художник, значит должен писать картины.
Но на самом деле творчески относиться к своей работе могут и менеджеры, и экономисты, и политики. Мы - за раскрытие творческого потенциала и за его свободу.
- Вы где-то сказали, что все, что требуется от художников, — это постоянное занятие искусством. Уровень жизни художника зависит от количества и качества производимой им художественной продукции. Как вы оцениваете ваш уровень жизни и сколько вам нужно производить, чтобы его поддерживать?
Все происходит от случая к случаю. Иногда проходит большое количество выставок, и они тебя обеспечивают. Иногда их меньше, тогда заказы можно брать.
У нас, кстати, недавно слоган появился: мы не работаем, мы подрабатываем. Потому что работать постоянно – это такая репрессивная форма жизни. Ты подработал – классно провел время – сделал что-то, потом снова подработал. Так все и складывается из каких-то подработок, которые приятны и связаны с искусством и творчеством. Мы вообще за «под».
Некоторые дизайнеры учат: никогда не покупайте подделок, ищите уникальное. А мы, наоборот, за подделки: вещи должны быть свободными.
- В 2017 годы вы вошли в список из 49 самых выдающихся художников современности до 50-ти лет – это ответственно, почетно, в чем-то ограничивает или, наоборот, дает какой-то люфт?
Рейтинги – это такая вообще непонятная для нас область, в нее приятно попадать, но не скажу, что как-то влияет. Скорее влияет на эго других людей, которые занимаются интернет-блогерством, и, наверное, для них это важно.
Журнал «Собака» составляет рейтинг «Топ-25 самых красивых людей Краснодара», потому что у нас в городе все любят ходить по ресторанам и друг друга оценивать, кто из них покрасивее.
И когда мы премию «Инновация» получили, нас почему-то сразу решили самыми красивыми людьми города назвать.
Раньше считалось, что совриск и гламур – антагонисты, а теперь уже все одно?
Да, желтая пресса, шоу-бизнес, художники – все это уже одно целое. Культурная индустрия в себе все захватывает и начинает перемалывать, мы это понимаем и просто стараемся быть не аффектированными, то есть не попадать во власть аффекта.
- ZIP-ART – это еще и бренд женской одежды, который Яндекс выдает на поисковый запрос. Как вам такое соседство?
Он засоряет по тэгу жестко: заходишь – а там сплошные шмотки. Ужас. Надо с этим как-то разделаться.
- Вы говорили, что осознали себя художниками в 2006 году – как это произошло и что поменялось в жизни?
- Сложный вопрос. Мы, живя в Краснодаре, занимаемся работой, связанной с современным искусством, но непосредственно к художественным практикам она часто имеет мало отношения и часто это: организовать выставку, подмести пол, расставить книжки, вкрутить лампочку, что-то перевезти или поднять – мы все время находимся в полу-бытовых процессах, поэтому наша работа связана с организацией пространства и выстраиванием его.
У нас с братом классическое художественное образование: и вот смотришь – пейзаж, река, закат, думаешь: был бы настоящим художником, взял бы и нарисовал. Это шутка.
- Проникновение технологий во все сферы жизни – повлияет ли это как-то на искусство?
В будущем это, безусловно, повлияет, но пока мы наблюдаем только формальные темы: есть технология – надо с ней что-то сделать, а в итоге получаются просто опыты с новыми материалами, все эти био-, нано-, которые стараются просто к чему-нибудь подключить и сказать, что это прикольно. Нет, это не прикольно, это фигня какая-то.
- А в чем тогда критерий: фигня или не фигня?
"Не фигня" должна к чему-то привести - к изменению той же среды или дать пищу для размышлений.
- У группировки ЗИП есть какая-то сверхидея или в каждой выставке реализуются разные послания?
Сверхидея – построить глобальную анархию, по крайней мере, в Краснодаре. У нас есть определение «арт-спецназ» - немного устаревшее, но, в принципе, применимое в любых условиях.
- Почему устаревшее?
Ну, кое-что поменялось: мы приезжаем уже не на свалку, а в арт-центр Заря, здесь уже есть коммуникация с другими людьми, с профессионалами. Заниматься все время арт-спецназом – и физически сложно и, может быть, не так интересно.
В Краснодаре мы пытаемся работать над созданием среды, потому что сами там хотим жить, организуем Краснодарский институт современного искусства, лекции, выставки других художников – на это хочется тратить время.
- Инсталляция «Хрустальный тигр» про Владивосток – откуда брали впечатления для работы?
Сначала Википедия и вообще интернет-ресерч. Потом общение с куратором выставки Еленой Ищенко и шеф-куратором «Зари» Алисой Багдонайте. Владивосток – это вообще место такое загадочное всегда для нас было, так как сложно было представить себе город, который находится рядом с Северной Кореей, Китаем и Японией и при этом остается Россией.
Мы много ездили по городу, смотрели, изучали, видели некоторые важные точки. И наше ощущение от реального знакомства с Владивостоком не поменялось: все, что мы изначально задумывали, оно в принципе подходит.
Источник: Город (PrimaMedia.ru)