Кирилл Светляков
«Цель современного искусства на самом деле – придумать способы объединения людей. Сейчас, в жесткой ситуации неолиберализма, идет жесткое социальное разделение. Есть круг элит, очень четко и жестко сформированный, и все остальные. Да, современное искусство очень сильно зависит от элит. Но если искусство людей не объединяет, оно не нужно. Если оно не может объединять людей, то оно должно помогать им идентифицировать себя, помогать человеку назвать себя. Люди не понимают уже, кто они, потому что стерлись представления о классах. Человек ХХ века говорил: «Я рабочий, инженер, я интеллигенция». Но кто человек сейчас, только художник может дать ответ. Потому что он может предложить образ. И иногда то, что трудно сказать словами, образ может выразить гораздо ярче» (Кирилл Светляков, КУЛЬТУРА24)
«Мне интересно работать с современным искусством, потому что для каждого феномена нужно придумывать свои принципы показа. Если работу выставить в непривычной для нее среде обитания, то она вовсе не раскроется, а может и умереть» (Кирилл Светляков, ART УЗЕЛ)
«Фильтр между самодеятельностью и искусством всегда один – понимание задачи, которую ты ставишь. А далее, когда художник говорит: «Моя задача – создать композицию, уравновешивание компонентов», то это задача традиционная, она не представляет интереса. Это все равно что если кто сейчас станет писать теорию относительности, ровно такую, как у Эйнштейна. Поэтому всегда важен уровень осознанности задачи» (КУЛЬТУРА24)
Главный специалист по современному искусству Государственной Третьяковской галереи, директор Учебно-научного центра по изучению русской культуры ХХ века им. А.Г. Тышлера при факультете истории искусства РГГУ, кандидат искусствоведения, куратор, критик.
Кирилл Светляков начал работать в Третьяковской галерее с 2006 года. Его проекты «Не игрушки?!», «Невыносимая свобода творчества», «Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве», «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» получили высокую оценку арт-сообщества. В 2011 году Светляков получил премию Сергея Курёхина в номинации «Лучший кураторский проект» за выставку «Заложники пустоты», прошедшую в рамках IV Московской биеннале современного искусства.
Светляков стремится смоделировать целостную историю отечественного искусства ХХ века, которая до сих пор в зрительском сознании распадается на отдельные эпизоды и фрагменты. Он стал одним из авторов и редактором издания «Третьяковская галерея на Крымском Валу. Искусство ХХ века. Путеводитель», в котором предлагаются новые принципы репрезентации новых художественных практик, эксперименты с форматом выставок для того, чтобы лучше донести до зрителя замысел художника.
Кирилл Светляков многократно упоминается в списках самых влиятельных людей в российском искусстве по версии изданий «Артхроника», «Артгид», «The Art Newspaper Russia».
Избранные проекты
2009 — «Не игрушки?!». Государственная Третьяковская галерея. Куратор.
2010 — «Невыносимая свобода творчества», Дом культуры Всероссийского выставочного центра, Москва. Куратор.
2011 — «Заложники пустоты». Государственная Третьяковская галерея. Куратор.
2013 — «Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве». Государственная Третьяковская галерея. Куратор.
2014 — «Третьяковская галерея на Крымском Валу. Искусство ХХ века. Путеводитель». Автор, редактор издания.
2015 — «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией». Государственная Третьяковская галерея. Куратор.
2015 — «Метагеография: пространство, образ, действия». Государственная Третьяковская галерея. Куратор.
2016 — Современное искусство 1960-2000. Перезагрузка". Государственная Третьяковская галерея. Куратор.
Награды и звания
Лауреат премии имени Сергея Курёхина в номинации «Лучший кураторский проект» в 2011 году.
Образование и профессиональная деятельность
Окончил Московский государственный университет (МГУ), факультет искусств;
Кандидат искусствоведения, 2002г.;
Главный специалист по современному искусству Государственной Третьяковской галереи (с 2017г.);
Заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи (до 2017 г.);
Директор Учебно-научного центра по изучению русской культуры ХХ века им. А.Г. Тышлера при факультете истории искусства РГГУ.
Участник Экспертного Совета Российского инвестиционного художественного рейтинга 49ART 2017-2020гг.